По мере продолжения российских военных операций в Украине выявляется все больше и больше нарушений санкций в отношении товаров военного назначения и товаров двойного назначения.
Об этом сообщает Институт Роберта Лансинга (IGTDS).
При анализе уничтоженной и захваченной российской военной техники были установлены факты использования иностранных комплектующих в российском вооружении, произведенном после 2014 года, момента введения против оборонпрома этой страны мировых санкций. Именно эти факты подтверждают нарушение европейскими компаниями антироссийских санкций в отношении ВПК, введенных Решением Совета ЕС 2014/512/CFSP от 31 июля 2014 г. Кроме того, это может сигнализировать о закулисных сделках между Кремлем и некоторыми европейскими правительствами по поставкам товаров военного и двойного назначения.
Например, российский оптико-электронный ночной дальномерный бинокль 2019 года выпуска оснащен компасом швейцарской компании Vectronix, недавно приобретенным французской оборонной компанией Safran. Тепловизионная матрица изделия изготовлена компанией «Улис Пико» 540046. Кроме того, Россия закупила партию этих матриц для использования в БПЛА «Орлан-10».
Safran также поставила системы инфракрасного изображения для вертолетов Ка-52.
После полной разборки захваченного на востоке Украины российского боевого разведывательно-артиллерийского БПЛА “Орлан-10” (02.2020 г.в.), в его подвеске была обнаружена современная тепловизионная матрица двойного назначения Lynred PYCO-640-046 (Улис) производства Франции. Этот компонент отвечает за основные задачи российского оружия, такие как идентификация живых целей для их дальнейшего уничтожения. Серийные модели «Орлан-10» оснащены микросхемами FPGA производства США.
Серийный номер на матрице поможет определить схемы обхода санкций и компании, участвующие в бизнесе.
Российский тепловизор «Сыч-3М» также оснащен французским балометром «Улис».
В российской боевой системе пехоты «Ратник» используется гражданский высокоточный планшетный компьютер (геодезическое оборудование) немецкой компании Leika CS25. Исходя из различий в цвете и материале корпуса, можно констатировать, что модифицированная партия устройства без логотипа была поставлена в Россию в качестве военной техники. Этот факт может свидетельствовать о том, что Кремль хочет скрыть доказательства поставок европейских комплектующих в интересах российского оборонно-промышленного комплекса.
Французская компания Thales поставила широкий спектр тепловизионных приборов для российских танков и бронетехники. Например, БМД-4 оснащена тепловизионными комплексами и системами наведения. При этом производство компании было организовано на заводе в Вологде (Россия), куда Франция поставляла отдельные комплектующие и лицензировала их в санкционный период.
По данным французского издания Disclose, в течение 2015-2020 санкционных годов Франция отправила для военных разработок, в том числе инфракрасные детекторы для боевых самолетов и тепловизоры для танков, на сумму более 152 млн евро. На Францию приходится 44% европейского экспорта оружия в Россию. С 2015 года Франция дала добро на экспорт военной техники из категории «бомбы, ракеты, торпеды, взрывные устройства», а также «техника, самолеты с их компонентами». Министерство вооруженных сил Франции подтвердило, что Франция разрешила выполнение некоторых контрактов, заключенных до 2014 года. Эмбарго позволило странам выполнять контракты, которые они подписали с Россией до 2014 года, что дало Франции и другим странам ЕС до 2020 года обеспечивать Москву военными боеприпасами.
Кроме того, французы экспортировали «тепловизоры для более чем 1000 российских танков, навигационные системы и инфракрасные детекторы для истребителей и ударных вертолетов». Упомянутое оборудование поставили полугосударственные компании Safran и Thales.
Читайте также: Россия широко применяет импортные компоненты в своей военной технике и вооружениях
После усиления санкционного давления, вызванного вторжением России в Украину в феврале 2022 года, президент Франции Макрон призвал эти компании приостановить деятельность, но остаться в России. Количество лицензий, выданных Францией, подскочило в 2015 году, сразу после введения эмбарго. Германия также предоставила России лицензию на экспорт вооружений на сумму 121,8 млн евро. В экспортный список входят винтовки и автомобили со специальной защитой, обозначенные просто как «автомобили двойного назначения». Анализ показывает, что Франция начала выдавать больше лицензий России сразу после 2014 года, а лицензионный пик приходится на 2015 год. Таким образом, Париж получил возможность перенести часть производства в Россию и обойти санкции. В период 2014-2016 годов Макрон занимал пост министра экономики Франции, и его ведомство должно было заниматься продажей лицензий.
Продажа Францией лицензий для экспорта в Россию
В частности, особого внимания заслуживает французский экспорт «химических агентов», «биологических агентов», «радиоактивных материалов, соответствующего оборудования, компонентов и материалов». Париж не мог контролировать дальнейшее использование этих материалов в России. Это означает, что эти агенты могут быть использованы Россией в производстве запрещенного оружия.
В 2015 году Анри Проглио, возглавлявший оборонную группу Thales, был членом совета директоров ABR Management, входящего в состав российского банка Россия, на который распространяются санкции США против России. По данным Le Monde, он также входил в советы директоров двух компаний, связанных с «Росатомом».
Таким образом, сделки по продаже лицензий и комплектующих в обход санкций 2014 года совершались параллельно с проникновением российских агентов влияния во французские оборонные компании.
Более того, фактор коррупции также может сыграть свою роль, поскольку французское правительство Эммануэля Макрона имеет значительные доли во французских оборонных подрядчиках, таких как Thales и Safran.
В российских крылатых ракетах также используются микросхемы зарубежного производства. Например, некоторые из них оснащены программируемыми микросхемами Altera Flex.
По данным Совета по экспорту обычных вооружений (COARM), несмотря на четкие официальные заявления, не менее трети из 27 стран ЕС продолжали поставки в Россию подсанкционных материалов и оборудования в период 2015-2020 гг. В большинстве из них использовалась лазейка, позволяющая выполнять «контракты, заключенные до 1 августа 2014 г., или вспомогательные контракты, необходимые для выполнения этих контрактов» (статья 2, EU 2014/512/CFSP EU 2014/512/CFSP).
Использование лазеек в санкционных ограничениях и преднамеренный обход санкций дали европейским производителям зеленый свет для наращивания военного потенциала России, повышения боевых характеристик российской техники и обеспечения Москвы технологиями для противодействия Западу. В случае вооруженного конфликта между Россией и Странам НАТО, Европе придется воевать против российского вооружения, усовершенствованного на их оборудовании.
Читайте также:
Путин вкладывает последние силы в войну на востоке Украины