Как уже сообщалось, вчера, 2 апреля, в петербургском кафе, принадлежащем хозяину ЧВК “Вагнер” Евгению Пригожину, был взорван известный блогер-пропагандист Максим Фомин (также известного как Владлен Татарский).
Ситуацию с убийством русского националиста, бывшего сидельца украинской тюрьмы, сбежавшего из-под стражи в 2014 году, когда российские силы напали на Донбасс, проанализировали эксперты Института изучения войны (ISW).
Фомин был одним из самых значительных российских милблогеров на платформе Telegram с 560 000 подписчиков и тесными связями с группой Вагнера, Кремлем, “Донецкой Народной Республикой” (ДНР) и русскими националистами, которые доминируют в российском информационном пространстве с начала российского полномасштабного вторжения в Украину. Убийство Фомина в связанном с Вагнером баре в Санкт-Петербурге может выявить дальнейшие разногласия внутри Кремля и его ближайшего окружения. Фомин был ярым критиком российского военного командования и Министерства обороны России. Смерть Фомина знаменует собой первое громкое убийство ультранационалистического блогера в России с начала российского вторжения в Украину.
2 апреля неизвестные акторы убили российского милблогера Максима Фомина в результате преднамеренного и целенаправленного нападения во время мероприятия в петербургском баре, который, как сообщается, принадлежит финансисту группы Вагнер Евгению Пригожину, девушкой, которая представилась скульптором за несколько минут до взрыва. Фомин выступал с публичной презентацией в кафе Street Food Bar #1 в центре Санкт-Петербурга. Российские власти сообщили, что в результате взрыва Фомин погиб и 30 зрителей, собравшихся послушать, как Фомин, выходец из Донецкой области Украины, обсуждает свой опыт работы фронтовым корреспондентом, были ранены. Мероприятие было объявлено открытым для публики и собрало около 100 участников. Пригожин подтвердил, что он предложил свое кафе Street Food Bar #1 российскому ультранационалистическому движению «Кибер Фронт Z» для проведения акции Фомина и других националистов. Свидетели заявили, что женщина, подарившая статую Фомину, представилась Настей и рассказала собравшимся, что служба безопасности мероприятия спросила ее, есть ли бомба внутри статуи во время сеанса вопросов и ответов перед тем, как ее пропустили в бар. Что, как оказалось, было дерзким заявлением. Свидетели отметили, однако, что при входе на место охраны не было, и что взрыв произошел через три-пять минут после перепалки между Фоминым и женщиной. Источники в МВД России сообщили российским государственным СМИ, что взрывное устройство могло сдетонировать дистанционно и что женщина или другие неизвестные могли быть ответственны за это нападение. Российские государственные СМИ опубликовали неподтвержденную информацию о том, что российская полиция задержала жительницу Санкт-Петербурга Дарью Трепову, которая ранее была арестована за антивоенные акции в феврале 2022 года. Источники в МВД России сообщили, что российские спецслужбы давно знали о планах покушения на Фомина.
Российские официальные лица и пропагандисты обвинили Украину в организации «террористической атаки» с целью убийства Фомина. Официальный представитель МИД России Мария Захарова обвинила Киев в убийстве Фомина и похвалила российских блогеров за их освещение войны, по-видимому, игнорируя тот факт, что Фомин и другие блогеры регулярно критикуют министерства обороны и иностранных дел России.
Российский пропагандистка Тина Канделаки заявила, что России необходимо наказать террористов, у которых после ракетных атак зимой 2023 года все еще есть «электроэнергия, вода, работающие железные дороги, рестораны и интернет». Российский пропагандист Маргарита Симоньян повторила призывы Канделаки отомстить Украине за это убийство. Российские милблогеры утверждали, что украинские агенты, вероятно, посещали подобные мероприятия, обвиняя в нападении украинского спецназа и неудачи российской службы безопасности.
2 апреля Пригожин странным образом заявил, что не будет «винить киевский режим» в гибели Фомина и русской ультранационалистки Дарьи Дугиной, предполагая, что на самом деле украинские агенты не несут за эти акции ответственности. Дугина была убита 20 августа. Пригожин отметил, что ответственность за такие теракты может нести группа радикалов, не связанных с украинским правительством. Советник Офиса президента Украины Михаил Подоляк заявил, что смерть Фомина стала результатом распрей и политической конкуренции между российскими деятелями.
Фомин был заметной фигурой в российском националистическом информационном пространстве довоенного времени, хотя и не более, чем некоторые другие. Фомин был осужденным, связанным с ЧВК “Вагнер” (существует с 2013 года), который сбежал из тюрьмы в Донецкой области в начале российского вторжения на Донбасс в 2014 году. Фомин также утверждал, что служил в прокси-вооруженных формированиях, регулярно выражал ультранационалистические взгляды и уравновешивал свою верность Вагнеру сохранением лояльности президенту России Владимиру Путину. Фомин присутствовал на мероприятии президента России Владимира Путина, на котором 30 сентября было объявлено об аннексии четырех украинских областей, где он заявил: «Мы всех победим, всех убьем, всех, кого нужно, ограбим. Все будет так, как мы хотим». ISW также обнаружил, что Фомин был связан с пропагандой исламских джихадистов, вероятно, для того, чтобы расширить усилия по вербовке со стороны России. Фомин был соведущим телешоу с другим известным блогером, появлялся на российских государственных медиа-платформах и участвовал во многих российских государственных передачах. Фомин также руководил многочисленными краудфандинговыми и вербовочными кампаниями, пропагандировал насильственный милитаризм и поддерживал путинскую идеологию и максималистские цели по «денацификации» и «демилитаризации» Украины.
Однако Фомин разделял свою идеологию и деятельность со многими другими российскими блогерами и, похоже, не был объектом особого внимания со стороны Киева. Ряд блогеров, которых ISW регулярно использует и цитирует, являются не только военными корреспондентами, но и участниками усилий по финансированию, вербовке и продвижению военных действий России через различные полугосударственные и частные организации. Эта группа милблоггеров не только говорит, но и представляет электорат, критически важный для военных действий Путина. ISW уже давно считает, что та роль, которую эти российские милблогеры играют во всех своих возможностях, является ключевым фактором, объясняющим удивительную степень терпимости, которую до сих пор проявлял к ним Путин. Убийство Фомина могло свидетельствовать о том, что терпимость Путина к этим милблогерам в целом ослабевает, но могло быть и следствием близости Фомина к Пригожину.
Убийство Фомина в баре Пригожина, вероятно, является частью более широкой картины эскалации внутренних конфликтов в России с участием Пригожина и ЧВК “Вагнер”. Ранее в тот же день Фомин посетил другое мероприятие без происшествий, так что, похоже, нападение было преднамеренно инсценировано в помещении, принадлежащем Пригожину. Советник Офиса президента Украины Михаил Подоляк заявил, что смерть Фомина стала результатом антибоевых действий и политической конкуренции между российскими акторами. Некоторые российские политологи также предполагали, что Пригожин должен был присутствовать на мероприятии Фомина, хотя подтверждения этому предположению нет.
Убийство Фомина могло быть задумано как предупреждение Пригожину, который все чаще подвергал сомнению основные тезисы Кремля о войне в Украине и даже косвенно сигнализировал об интересе к российскому президентству, будь то конкуренция с Путиным или его гипотетическим преемником. Биография и поведение Фомина имеют сходство с Пригожиным, поскольку оба стали видными ультранационалистическими фигурами после заключения и помилования.
Российские официальные лица могут намереваться использовать убийство Фомина, чтобы спровоцировать самоцензуру растущего российского гражданского общества, ставящего в барах под сомнение ход войны. ISW ранее наблюдал рейды ФСБ в барах Москвы и Санкт-Петербурга в марте, начатые на основании обвинений в том, что лица в этих барах оказывали финансовую помощь украинским силам и вовлекали несовершеннолетних в «антиобщественные действия». Они действовали по указанию Путина Федеральной службе безопасности об усилении контрразведывательных мероприятий и подавлении распространения проукраинской идеологии от 28 февраля — приказ, который был использован для разгона собраний в московских и петербургских барах. Связанное с Вагнером движение Kiber Front Z уже несколько месяцев возглавляет дискуссии о войне в барах, принадлежащих Пригожину, и вполне возможно, что это громкое убийство отпугнет людей от посещения подобных мероприятий. Эта атака также может быть попыткой запугать других милблогеров, связанных с ЧВК “Вагнер”.
Убийство уже углубляет раскол в российском блогерском пространстве, что в конечном итоге может пойти на пользу усилиям Кремля по консолидации контроля над информационным пространством. Известные российские милблогеры раскрыли личность более мелкого милблогера, публикующегося под псевдонимом MoscowCalling, который пошутил, что женщиной, причастной к убийству Фомина, была Дугина. Милблогеры утверждали, что бывший боец “Донецкой Народной Республики” (ДНР) Андрей Куршин обвинял Россию в военных преступлениях в Украине, используя псевдоним MoscowCalling, проживая в Москве. Милблогеры утверждали, что российская полиция и ФСБ не смогли помешать таким лицам, как Куршин, пропагандировать антиправительственные настроения в Интернете, что позволило украинской разведке организовать теракты в России. Милблогеры также призывали к арестам и казням других милблогеров, которые выражали аналогичные взгляды по отношению к Путину, его режиму и ведению войны. Кремль может использовать такие разногласия, чтобы оправдать цензуру некоторых блогеров, открыто критикующих Путина.