В Нацагентстве по вопросам предотвращения коррупции (НАПК) отреагировали на заявление председателя Венецианской комиссии Джанни Букиккио и президентской GRECO (орган Совета Европы по антикоррупционному мониторингу) Марин Мрчела, направивших 31 октября письмо спикеру Верховной Рады, в котором предостерегли Украину от нарушения Конституции при принятии президентского проекта закона, предполагающим прекратить полномочия всех судей КСУ.
“Решая вопрос быстрого восстановления антикоррупционной системы, следует учесть, что оно невозможно при условии неизменности решения КСУ.
Таким образом, в этой ситуации следует учесть три следующие обстоятельства:
В своем решении КСУ нарушил Конституцию Украины по крайней мере дважды:
– Суд вмешался в полномочия парламента, отметив постулат, что установление уголовной ответственности за декларирование заведомо недостоверных сведений, а также умышленное непредставление декларации является чрезмерным наказанием за совершение этих правонарушений. Согласно Конституции Украины, определение того, какое деяние является преступлением, относится исключительно к полномочиям законодательной ветви власти.
Это значит, что вернуть уголовную ответственность за декларирование недостоверных сведений, а также восстановить равенство всех ветвей власти, приняв новый закон, невозможно. Любой закон, который будет возвращать уголовную ответственность, автоматически будет считаться неконституционным в связи с этим решение КСУ.
– Конституция устанавливает общее для всех ветвей власти правило – действовать исключительно в пределах полномочий, способом и на основаниях, предусмотренных ею и законами Украины.
Согласно Конституции и законов Украины, КСУ мог принимать решения только относительно положений законодательства о предотвращении коррупции, которые обжаловались в конституционном представлении.
Однако, судьи нарушили требования Конституции и отменили положения Закона Украины “О предотвращении коррупции”, которые не обжаловались в конституционном представлении 47-ми народных депутатов.
– Быть судьей в собственном деле запрещено основополагающими принципами права.
Принимая решение, судьи действовали в собственных интересах. По отмененным положениями антикоррупционного законодательства длительная процедура привлечения к административной и уголовной ответственности трех судей КСУ – Мойсыка, Слиденко и Завгородней. Об этом факте они были осведомлены, однако, не заявили об отводе, а отменили соответствующие нормы. В день вынесения решения был установлен факт недекларирования 3,6 миллиона гривен судьей Головатым, который был знаком с этим фактом на время участия в заседании.
Приняв это решение, КСУ остановил работу НАЗК, отменив его полномочия, и позволил избежать ответственности тысячам других публичных служащих.
КСУ указал на недопустимость осуществления контроля подачи деклараций и конфликта интересов во всех судей наравне с другими публичными служащим. Это противоречит предыдущим выводам Венецианской комиссии по аналогичному вопросу”, – заявили в НАПК.
Читайте также:
КСУ заблокировал приведение к власти победителей выборов: НАПК
НАБУ закрывает уловные производства против коррупционеров на основании решения КСУ
Конституционный кризис в Украине: президент внес в Разу законопроект о роспуске Конституционного суда
Муж судьи КСУ Завгородней скрыл в декларации покупку квартиры за 13 млн гривен
КСУ продолжит отжигать во вторник: на очереди языковой закон