M777

Украина рассчитывает на своих западных союзников; Владимир Путин рассчитывает на свои силы и на то, что окончательно не упадут духом его войска, пока продолжается агрессия России против Украины.

Типичная война коротка. Средняя продолжительность современных войн составляет немногим более трех месяцев, подсчитал Пол Пост из Чикагского университета. В 2003 году Америка свергла правительство Ирака всего за 20 дней. Конфликт между Арменией и Азербайджаном из-за территории Нагорного Карабаха в 2020 году закончился на 44-й день. Тем не менее, вторжение России в Украину (“горячая” фаза 8-летней войны) идет уже пятый месяц, и нет никаких признаков того, что оно подходит к концу.

«Боюсь, нам нужно подготовиться к долгой войне», — написал Борис Джонсон, премьер-министр Великобритании, в середине июня. Йенс Столтенберг, генеральный секретарь НАТО, повторил его предупреждение: «Мы должны быть готовы к тому, что на это могут уйти годы».

Читайте также: Украина разоблачила россию, пытавшуюся казаться великой державой

В первые дни вторжения Запад опасался, что украинские силы будут быстро подавлены превосходящей огневой мощью России, и сопротивление рухнет. Теперь опасения другие: что Украина недостаточно скорректировала свою стратегию, чтобы вести затяжную войну на истощение; что у нее закончатся солдаты и боеприпасы; что месяцы боев приведут к коллапсу ее экономики; что воля к борьбе может ослабнуть по мере того, как ситуация на фронтах будет ухудшаться. Россия тоже подвергается многим из тех же давлений, поскольку конфликт поглощает ее молодых людей, подрывает ее экономику и ускоряет ее скатывание к абсолютной диктатуре. Затянувшийся конфликт также проверит решимость западных союзников Украины, поскольку цены на продовольствие и энергоносители стремительно растут, инфляция раздражает избирателей, а запросы Украины на оружие и финансовые средства растут. Короче говоря, долгая война по-новому проверит обе стороны. Победа России или Украины во многом зависит от реакции Запада.

Поле боя

Российская армия, хотя и медленно, но продвигается вперед. Украинским силам было приказано уйти из города Северодонецк, в результате чего Россия оказалась на расстоянии вытянутой руки от контроля над всей Луганской областью, одной из двух, которые вместе образуют Донбасс.

Карта войны в Украине на 2 июля ISW
Условные обозначения на картах боевых (военных) действий
Карта войны в Украине на 2 июля (Американский институт изучения войны (ISW)

Украинские вооруженные силы, до недавнего времени в значительной степени уступавшие в артиллерийском оружии, несут потери. Правительство заявляет, что они теряют до 200 бойцов в день. 15 июня украинский генерал заявил, что армия потеряла 1300 единиц бронетехники, 400 танков и 700 артиллерийских систем, что намного больше, чем считалось ранее. Многие из наиболее опытных и хорошо обученных подразделений Украины были уничтожены, и их место заняли более свежие резервисты. 19 июня британская военная разведка сообщила о случаях дезертирства среди украинских военнослужащих.

Однако это не означает, что Россия пронесется через Донбасс. Ее продвижение было медленным, изматывающим и дорогостоящим, обеспеченным только массированными неизбирательными бомбардировками. По данным русской службы Би-би-си, новобранцы проходят подготовку всего несколько дней, прежде чем их отправят в бой. Боевой дух низкий: британская разведка указывает на «вооруженное противостояние между офицерами и их войсками». На захват Северодонецка ушло более двух месяцев, а Славянск и соседний Краматорск укреплены лучше.

У России по-прежнему много боеприпасов и техники, считает эксперт по экономике и оборонной промышленности страны Ричард Коннолли. Он отмечает, что российские оружейные заводы работают в две или три смены. Россия также имеет большие запасы старых танков, которые можно использовать. Со временем нехватка будет все сильнее давать о себе знать, но она скорее приведет к развертыванию устаревшего или плохо обслуживаемого оружия, чем к тотальной “засухе”, считает г-н Коннолли.

Мужчины, а не машины

Кадры – большая проблема. Президент России Владимир Путин отказался массово призывать призывников и резервистов. Вместо всеобщей мобилизации, говорит Майкл Кофман из аналитического центра CNA, его армия создает новые резервные батальоны, набирая новых рекрутов. Но найти их достаточно сложно: правительству пришлось предложить щедрую оплату, почти в три раза превышающую среднюю заработную плату. Раненым и потерявшим близких обещаны щедрые выплаты. Недавно российская Госдума подняла максимальный возраст призыва в армию с 40 до 65 лет. Власти пытаются вернуть на службу недавно вышедших на пенсию солдат.

Кофман отмечает, что в стремлении создать боеспособные силы намного быстрее, чем обычно, новобранцев объединяют с действующими офицерами, которые еще не развернуты, и остатками техники из существующих бригад, потрепанных на фронте. Но создание новых единиц таким образом равносильно «продаже фамильного серебра». Приписанные к ним офицеры и снаряжение обычно использовались для обучения новых солдат или для замены измученных боями войск. По словам Кофмана, Россия, по сути, уничтожает собственные силы, что снизит «общую устойчивость к военных действиям».

Читайте также: Россия стреляет вслепую по украинским территориям, пытаясь найти западное оружие

Нехватка в России хорошо обученных военнослужащих — одна из причин, по которой ее продвижение на Донбассе ведется медленно и с пробуксовками. Украина, несмотря на меньшее население, имеет больший запас рекрутов. Их обучение остается узким местом, но его уже берутся преодолеть помощники: 17 июня Джонсон предложил схему, согласно которой Великобритания будет обучать до 10 000 солдат каждые 120 дней.

Украина также получает все более совершенное западное вооружение. Начиналось с того, что в Украину поставляли в основном переносные противотанковые и зенитные ракеты малой дальности, чтобы отбиваться от наступающих бронетанковых колонн и мародерствующих вертолетов. Однако в последнее время США, Великобритания и другие страны поставляют современную артиллерию и ракеты, которые будут гораздо полезнее в любых контратаках. 23 июня министр обороны Украины сообщил, что начали прибывать американские ракетные установки HIMARS с боеприпасами, управляемыми по GPS, что сразу привело к отличным результатам.

Действительно, некоторые украинские официальные лица, в том числе президент Владимир Зеленский, утверждают, что, если западная помощь поступит в достаточном объеме, Украина может выиграть войну до наступления зимы. Наступление начнется в конце октября, когда запасы западных вооружений окажутся на пике. «Нам нужно, чтобы противник почувствовал всю мощь оружия», — говорит он. Ходят разговоры о том, чтобы оттеснить Россию к ее позициям в начале войны, а затем вести переговоры о мирном соглашении с позиции силы.

Но этот оптимизм скрывает несколько зияющих ловушек. Во-первых, украинские силы израсходовали большую часть своих боеприпасов и, не имея внутренних производственных мощностей для их пополнения, теперь полностью зависят от иностранных благотворителей. Недавние боевые действия были сосредоточены на длительных тяжелых артиллерийских обстрелах, на которые расходуется огромное количество боеприпасов. Считается, что Россия, обладающая огромными запасами, стреляет настолько без разбора, что всего годового производства США хватило бы на то, чтобы ее орудия стреляли всего две недели, отмечает Алексей Вершинин, офицер американской армии в отставке. Несмотря на то, что Украина пытается нормировать свое потребление, страны НАТО могут столкнуться с трудностями, чтобы обеспечить ее адекватным снабжением снарядами.

Читайте также: Ночью россия атаковала свой Белгород для создания повода всеобщей мобилизации

Более того, сторонники Украины уже передали на войну большую часть своих запасов определенных вооружений. Например, считается, что 7000 противотанковых ракет «Джавелин», предоставленных Америкой, составляют примерно треть ее общего запаса. Западные армии не хотят, чтобы их собственные запасы иссякли; на самом деле, многие из них надеются увеличить их количество в свете российской агрессии.

Хотя Америка и Европа, экономика которых намного больше, чем у России, могли бы в конечном итоге подготовиться к производству всего, что нужно Украине, их производство снарядов и ракет не удвоится в одночасье. Америка производит всего 2100 Джавелинов в год. Вершинин отмечает, что количество американских заводов по производству стрелкового оружия сократилось с пяти во время войны во Вьетнаме до одного сегодня.

Поддерживать весь этот причудливый набор – для НАТО сложная задача. Америка и Германия научили украинских солдат пользоваться своими гаубицами за пару недель, но научиться их быстро чинить — другое дело. Использование артиллерийских орудий настолько интенсивное, что многие из них уже вышли из строя и отправлены в Польшу на ремонт. Эта проблема будет расти по мере появления все более сложного оружия, такого как HIMARS, и Украина, по мере окончания снарядов советских калибров, постепенно переходит от советской техники к оружию, предоставленному НАТО.

Возможно, наиболее важным является то, как Украина развертывает свой новый арсенал. Многие из получаемых ею вооружений были разработаны еще во время холодной войны, чтобы противостоять именно тому противнику, с которым Украина сейчас сталкивается на Донбассе: армии советского образца, использующей тяжелую огневую мощь. Некоторые западные страны обеспокоены тем, что Украина попытается сравняться с Россией по оружию, и таким образом израсходует свои боеприпасы с невероятной скоростью. «Если вы хотите использовать HIMARS в качестве зонального оружия, — предупредил Бен Уоллес, министр обороны Великобритании, — у вас закончатся боеприпасы через 12 часов».

Цель состоит в том, чтобы побудить Украину использовать ракетные установки и другие системы дальнего радиуса действия в соответствии с их первоначальной целью ведения «глубокого боя»: поражать важные российские цели, такие как командные пункты, склады, железнодорожные узлы, расположенные во многих километрах за линией фронта. Есть свидетельства того, что Украина действительно предпринимает согласованные усилия для нанесения именно таких ударов вглубь Донбасса – ежедневно взрываются склады боеприпасов, российские штабы и казармы.

Это открывает путь если не к полной победе, то, по крайней мере, к противостоянию, которое дорого обходится России и вынудит ее предпринимать действия для окончания развязанной ею кровавой бойни. Западные чиновники сомневаются, что Украина сможет вернуть себе все территории, которые она потеряла с начала вторжения, и оставит территориальный конфликт “законсервированным” “до лучших времен”. Ведь война показала, насколько легче обороняться, чем нападать, а российские войска хорошо окопались на захваченных территориях. Но если Украине удастся обеспечить снабжение оружием и боеприпасами и разумно использовать свою новую огневую мощь, она может отвоевать территории, посеять хаос в тылу России и нанести неприемлемые потери в живой силе и технике российской армии, которая растянута по огромному фронту.

Читайте также: Украина обратилась в Международный суд ООН с обвинением россии в геноциде

Экономика

    Украина

Однако для реализации такой стратегии Украине потребуется не только оружие; правительству также катастрофически не хватает денег. Война разрушила ее экономику: центральный банк и МВФ считают, что производство может сократиться более чем на треть в этом году — удар наравне с американской депрессией 1930-х годов. Более оптимистичные анализы показывают, что больше всего пострадали оккупированные регионы, а активность в других местах несколько восстановилась после мартовского спада, при этом нынешнее сокращение в годовом исчислении составляет, возможно, 15%.

В любом случае, государственные финансы Украины перевернулись. Правительству пришлось щедро тратить не только на вооруженные силы, но и на оказание гуманитарной помощи раненым, безработным и перемещенным лицам, при том, что оно снизило налоги, чтобы поддержать хромающую экономику. В результате дефицит составляет около 5 миллиардов долларов в месяц.

В этих условиях инвесторы, естественно, неохотно кредитуют Украину. Повышение налогов было бы контрпродуктивным, учитывая атрофию экономики. Правительство пытается сократить некоторые расходы: например, недавно оно урезало пособия по безработице. Запад пообещал большую помощь, но она не поступает достаточно быстро, чтобы сбалансировать бухгалтерские книги. Таким образом, украинское правительство было вынуждено печатать деньги, побуждая инфляцию. Центральный банк скупал государственные облигации с момента начала вторжения, причем темпы этого процесса постоянно ускорялись. В то же время НБУ прожигает свои золотовалютные резервы, пытаясь стабилизировать курс гривны. Инфляция, уже 18%, и продолжает расти. Если Запад допустит, чтобы государственные финансы вышли из-под контроля или экономика перестала функционировать, военные перспективы Украины также неизбежно ухудшились бы.

    Россия

Напротив, Россия выглядит в гораздо лучшей экономической форме. После непродолжительного колебания, вызванного жесткими западными санкциями, рубль восстановился. Опасения по поводу набега на банки отступили. Хотя западные фирмы вывели как можно больше из $300 млрд, которые они вложили в местные торговые точки и фабрики, а многие образованные россияне бежали из страны, большинство прогнозистов ожидают относительно управляемого сокращения в этом году, отчасти благодаря сильной экономии государственных расходов. Путин часто настаивает на том, что санкции наносят больше вреда Западу, чем России.

На самом деле санкции наносят ущерб, в основном лишая экономику жизненно важного импорта. Производство автомобилей упало более чем на 80% по сравнению с уровнем до вторжения, что отчасти отражает трудности, с которыми производители сталкиваются с получением запчастей из-за границы, а также снижение потребительского спроса. В мае дилеры продали в России всего 26 автомобилей Porsche, что на 95% меньше, чем годом ранее. Производство лифтов упало вдвое, что указывает на спад в крупных строительных проектах.

Нехватка критически важных компонентов беспокоит и российских генералов. «У нас есть сообщения от украинцев, что, когда они находят российскую военную технику на земле, она заполнена полупроводниками, которые они достали из посудомоечных машин и холодильников», — заявила в мае Конгрессу министр торговли США Джина Раймондо. Хотя некоторые российские фирмы производят компьютерные микросхемы и пытаются увеличить объемы производства, их продукция дороже и менее сложна, чем импортная, не выполняющая необходимые функции.

Но похоже, что до сих пор пострадало относительно небольшое количество заводов по производству боеприпасов, отмечает г-н Коннолли, возможно, потому, что российские оборонные фирмы склонны копить важные части на складах, закупая большие партии и не экономя оборотные средства, пережиток советского централизованного планирования. Более того, западные санкции ненадежны, и благодаря своим нефтяным доходам у России достаточно денег, чтобы потратить их на их подрыв. Правительство России уже некоторое время ищет альтернативные цепочки поставок через третьи страны. В новом документе британского аналитического центра RUSI указывается на «множество компаний, базирующихся по всему миру, в том числе в Чехии, Сербии, Армении, Казахстане, Турции, Индии и Китае, которые пойдут на значительный риск, чтобы удовлетворить российские поставки в обход санкциям. Китай заявил о готовности поставлять запчасти российским авиастроительным компаниям.

Действительно, российский президент Путин, похоже, уверен, что время и деньги на его стороне. Даже если российские войска не смогут быстро продвигаться вперед, им удалось заблокировать порты Украины, способствуя удушению ее экономики. И хотя ни российская общественность, ни элита не рвались к войне, безжалостные путинские силы безопасности и энергичные пропагандисты свели инакомыслие к минимуму. Большинство новобранцев, по-видимому, прибыли из небольших городков депрессивных регионов, что означает, что крупные города России были защищены от худших последствий войны.

Тактика Путина

Но то, на что пошел Путин, чтобы избежать всеобщей мобилизации, говорит о том, что он не уверен, что россияне готовы мириться с долгой кровопролитной войной и экономическими тяготами, связанными с ней. Но экономический оптимизм, который в настоящее время демонстрируют бизнесмены и широкие слои населения, также может испариться, поскольку долгосрочные издержки войны, западных санкций и эмиграции начнут осознаваться.

Многие в Украине опасаются, что Россия может прибегнуть к более безжалостной тактике, если война затянется слишком долго, что не понравится Путину. Например, с приближением зимы он может нанести удар по энергосистеме и объектам теплоснабжения — шаг, который повлечет за собой огромные гуманитарные издержки для населения в целом. Однако украинцы, похоже, готовятся к таким лишениям. Данные агентства по изучению общественного мнения «Рейтинг» показывают, что более половины из них теперь считают, что война продлится не менее шести месяцев, по сравнению с 10-процентами в выборке, взятой в начале марта. Тем не менее, целых 93% респондентов с разной степенью уверенности говорят, что Украина в итоге победит. «Украина начала верить в себя», — говорит Алексей Антипович, руководитель «Рейтинга».

Читайте также: Битва за остров Змеиный

Украинцы по-прежнему категорически против идеи переговоров с Россией, а настроения против компромисса резко изменились после сообщений о российских зверствах во второй половине марта. Они опасаются повторения Минских соглашений, заключенных при посредничестве Франции и Германии, которые провели новые линии на украинском песке, но так и не удовлетворили аппетиты России. Украина не верит, что Кремль остановится ни перед чем, кроме полной капитуляции.

«Мы либо выигрываем, либо проигрываем», — говорит Олег Жданов, бывший оперативный офицер Генштаба Украины, уверенный, что компромиссов не будет.

Союзники Украины могут не смотреть на вещи столь черно-белым взглядом. Действительно, Путину их, возможно, легче разочаровать, чем украинцев. Сократив экспорт газа по магистральному трубопроводу из России в Германию, он недавно дал понять, что готов взять в заложники экономику Европы для достижения своих военных целей. Стремительно растущие цены на газ и наносящий экономический ущерб дефицит, зимой почти наверняка побудят некоторые европейские правительства склониться к тому, чтобы Украина согласилась на перемирие на невыгодных ей условиях.

Несколько европейских стран, в первую очередь Германия, мучительно медлили с тем, чтобы начать поставлять Украине тяжелое вооружение. Многие до сих пор не хотят описывать свою цель отправки оружия как помощь Украине «выиграть» войну. В НАТО, безусловно, нет единого мнения о том, как определить победу. Чем дольше будет продолжаться война и чем выше будут издержки с точки зрения снижения цен на энергоносители и замедления экономики, тем более неохотно союзники Украины будут предоставлять бесконечное количество оружия и денег.

Путин, похоже, рассчитывает на обрушение решимости Запада относительно поддержки Украины.

Источник: The Economist

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

six − 4 =