Белорусская армия

Российские официальные лица постоянно проводят информационные операции, предполагающие, что белорусские обычные сухопутные войска могут присоединиться к российскому вторжению в Украину. Этим информационным операциям иногда подыгрывают белорусские лидеры, включая президента Беларуси Александра Лукашенко.

Попытку разобраться с вопросом о возможном непосредственном участии Беларуси в войне в Украине на стороне России сделал американский Институт изучения войны (ISW), г. Вашингтон.

Цель этих усилий — зажать украинские силы у границы с Беларусью, чтобы они не могли усилить украинские операции в других местах театра военных действий. Маловероятно, что Беларусь вторгнется в Украину в обозримом будущем, каким бы ни был ход этих информационных операций. Более того, белорусская интервенция в Украине не сможет сделать больше, чем временно отвлечь украинские сухопутные войска от других частей театра военных действий, учитывая крайне ограниченную эффективную боевую мощь, имеющуюся в распоряжении Минска.

Усилия Кремля, направленные на то, чтобы заставить Беларусь поддержать наступательную кампанию России в Украине, являются частью долгосрочных усилий по укреплению контроля над Беларусью. Ранее ISW оценивала, что Кремль усилил давление на президента Беларуси Александра Лукашенко с целью официально оформить интеграцию Беларуси в Союзное государство после белорусских протестов 2020 и 2021 годов. Россия особенно стремилась создать постоянную военную базу в Беларуси и осуществлять прямой контроль над белорусскими вооруженными силами. Россия регулярно пыталась использовать свое влияние на безопасность и военные дела Беларуси, чтобы оказать давление на эту страну, чтобы она поддержала ее вторжение в Украину. По оценке ISW, министр обороны России генерал армии Сергей Шойгу встретится с Лукашенко 3 декабря для дальнейшего укрепления двусторонних связей в сфере безопасности — вероятно, в контексте создания Союзного государства России и Белоруссии — и усиления давления России на Беларусь с целью дальнейшей поддержки российского вторжения в Украину.

Читайте также:
Политтехнолог предположил, какая страна может стать следующей жертвой россии

Поддержка белорусским режимом российского вторжения сделала Беларусь союзником в войне в Украине. Президент Белоруссии Александр Лукашенко предложил белорусскую территорию российским силам для первоначальной подготовки вторжения в Украину в феврале 2022 года и их последующего ухода с севера Украины через эту страну. Ранее ISW оценивал, что Беларусь материально поддерживает наступление России в Украине и предоставляет российским силам безопасную территорию и воздушное пространство, с которых они могут атаковать Украину высокоточным оружием, не опасаясь получения ответных ударов.

Поддержка Беларусью войны России в Украине, вероятно, снижает материальную способность белорусских вооруженных сил проводить собственные обычные военные операции. Белорусский проект Гаюн с открытым исходным кодом сообщил 14 ноября, что белорусские военные передали российским силам 122 танка Т-72А, вероятно, под предлогом отправки их для проведения работ по модернизации в Российской Федерации. 17 ноября проект «Хаджун» сообщил, что Беларусь передала Вооруженным силам России 211 единиц военной техники, в том числе 98 танков Т-72А и 60 БМП-2. Согласно отчету Международного института стратегических исследований «Военный баланс» за 2021 год, подтвержденная передача 98 танков Т-72 составляет примерно 18 процентов белорусских запасов действующих основных боевых танков. Неясно, являются ли переданные 98 танков частью 122 танков, предназначенных для модернизации, или они представляют собой отдельный набор техники. Также неясно, были ли отправленные в Россию танки частью действующего белорусского танкового парка или машин, находившихся на хранении или в резерве. Беларусь не имеет возможности производить свои собственные боевые бронированные машины, что делает передачу этого оборудования российским силам как текущим, так и вероятным долгосрочным ограничением материальных возможностей Беларуси, привлекающих механизированные силы для боевых действий в Украине.

Беларусь также, вероятно, сокращает свои запасы артиллерийских боеприпасов за счет передачи их российским военным. Главное управление военной разведки Украины (ГУР) сообщило 3 декабря, что Беларусь в течение октября и ноября передавала Вооруженным силам России 122-мм и 152-мм артиллерийские боеприпасы. 17 ноября ГУР сообщило, что белорусские власти заинтересованы в создании замкнутого цикла производства этих артиллерийских снарядов и что белорусские официальные лица планировали встретиться с официальными лицами Ирана для обсуждения таких замкнутых циклов производства артиллерийских боеприпасов. ГУР также сообщил 11 октября, что эшелон с 492 тоннами боеприпасов из Белорусского 43-го ракетно-боеприпасного арсенала в Гомеле прибыл на железнодорожную станцию ​​Кировское в Крыму в неустановленную дату.

Белорусские официальные лица, вероятно, пытаются скрыть количество военной техники, которую они отправляют в Россию для поддержки ее вторжения в Украину. 5 ноября проект «Гаюн» сообщил, что Комитет государственной безопасности Беларуси, Министерство внутренних дел и белорусский спецназ ввели усиленную охрану и наблюдение за железнодорожной инфраструктурой и запретили движение поездов с военной техникой через белорусские города. Белорусские власти, вероятно, пытаются помешать западным и украинским спецслужбам полностью оценить масштабы поставок своей военной техники в Россию. Беларусь может отправить больше военной техники российским силам, а власти этой страны, возможно, также пытаются скрыть масштабы переводов, чтобы смягчить возможную реакцию на деградацию Лукашенко военного потенциала страны и подчинение Москве.

Белорусские вооруженные силы, вероятно, столкнутся с ограничениями в своих возможностях по обучению действующего и нового персонала из-за своей вспомогательной роли в усилиях России по формированию вооруженных сил. Белорусские военные продолжают подготовку российских мобилизованных военнослужащих на 230-м общевойсковом Обуз-Лесновском полигоне в Бресте и на других полигонах под Мозырем, Гомелем и Могилевом в составе Региональной группировки войск союзных государств. (РГВ). Сообщается, что в рамках осенней призывной кампании Министерство обороны Беларуси призвало в Вооруженные силы Беларуси 10 000 призывников, столько же, сколько было призвано в осенний цикл 2021 года. Белорусская подготовка этих мобилизованных российских военнослужащих совпадает с началом учебного года в белорусской армии. 29 сентября ГУР сообщило, что Беларусь готовится принять до 20 тысяч мобилизованных российских военнослужащих. Украинский центр сопротивления сообщил 25 ноября, что в Беларуси дислоцировано 12 000 российских военнослужащих. ISW ранее оценил, что российские силы направили мобилизованных мужчин для обучения в Беларуси в составе РГВ из-за ухудшения возможностей обучения в России.

Белорусские военные, вероятно, имеют относительно ограниченные возможности для обучения существующего и нового персонала. Белорусские вооруженные силы имеют всего шесть маневренных бригад и состоят примерно из 45 000 человек личного состава, разделенных на два командных штаба. Малочисленные белорусские вооруженные силы, вероятно, имеют ограниченные возможности для обучения и инфраструктуру для поддержки собственных усилий по формированию сил. Белорусские военные теперь несут ответственность за обучение как минимум в два раза большего количества военнослужащих, чем обычно обучают белорусские военные. Поддержка Беларусью усилий России по формированию сил, вероятно, также помешает ей подготовить больше белорусских военнослужащих, если Лукашенко захочет увеличить количество призывников в следующем призывном цикле, чтобы подготовиться к возможным потерям в бою после предполагаемого белорусского вторжения в Украину.

Деградация российских вооруженных сил из-за разрушительных потерь в Украине также помешает развертыванию белорусских механизированных сил для боевых действий вместе с российскими войсками. Теоретически белорусские силы должны иметь возможность действовать в объединенных подразделениях с российскими механизированными силами. Ранее ISW оценивал, что Россия предпринимала усилия по интеграции белорусских вооруженных сил в возглавляемые Россией структуры в рамках совместных военных учений и постоянных объединенных объединенных центров боевой подготовки перед полномасштабным вторжением в Украину. Белорусские военные координировали свои действия с российскими коллегами на совместных учениях «Запад-2021» в сентябре 2021 года, в ходе которых российские и белорусские подразделения сформировали совместные «мобильные тактические группы», которые действовали как единые воинские части на уровне батальона. Эти сводные подразделения требуют высокой степени координации и военной подготовки, поэтому российские и белорусские силы использовали в таких усилиях элитные подразделения. В совместных с белорусскими войсками учениях принимали участие российские подразделения, в состав которых входили части 1-й гвардейской танковой армии, 76-й гвардейской десантно-штурмовой дивизии, 20-й общевойсковой армии, 31-й гвардейской десантно-штурмовой бригады и 106-й гвардейской воздушно-десантной дивизии. Дивизия, все элитные подразделения, которые оценил ISW, сильно деградировали в Украине. Эти российские подразделения в настоящее время, вероятно, не имеют возможности действовать в объединенных формированиях с белорусскими силами и, вероятно, не могут эффективно действовать в совместных операциях. Белорусским силам, скорее всего, придется действовать вместе с плохо обученным мобилизованным российским персоналом, если они вступят в войну в Украине. Результат усилий по формированию и использованию таких объединенных подразделений в бою, вероятно, будет плохим.

Поддержка Лукашенко войны России в Украине и давление России на Беларусь, чтобы она присоединилась к боевым действиям, вероятно, вызывают трения в белорусских вооруженных силах. Украинский Генштаб сообщил 7 декабря, что военнослужащие белорусской пограничной службы и Вооруженных сил Беларуси все больше недовольны действиями белорусского военно-политического руководства из-за угрозы вступления Беларуси в войну в Украине. Украинские источники сообщили 13 ноября, что социальная напряженность между белорусами и российскими войсками в Брестской области усилилась, поскольку российские войска перегрузили местные больницы из-за антисанитарных условий на 230-м общевойсковом Обуз-Лесновском полигоне. 6 ноября ГУР сообщило, что в служебных записках высших белорусских офицеров зафиксированы многочисленные жалобы рядовых белорусских военнослужащих на напряженность в отношениях с российскими мобилизованными, в частности, в связи с оскорбительными этническими заявлениями.

Белорусский персонал, безусловно, знает о значительных потерях, понесенных российскими войсками в Украине, и, вероятно, не желает испытать ту же участь. В репортаже CNN от 25 октября подробно рассказывается о том, как белорусские военные и госпитали лечили многих раненых россиян, поскольку российское военное наступление на Киев потерпело неудачу. Белорусские подразделения, которые тренировались вместе с элитными российскими подразделениями, понесшими тяжелые потери в боях в Украине, также, вероятно, осведомлены о масштабах потерь, с которыми российская армия столкнулась в этой стране. Эти белорусские подразделения, вероятно, знают, что они и белорусские вооруженные силы в целом не будут лучше, чем российские подразделения, которые были гораздо более боеспособными и хорошо обученными.

Элементы в белорусских вооруженных силах оказали сопротивление идее вступления в войну в Украине. 27 февраля белорусский подполковник опубликовал вирусное видео, в котором призвал белорусских военнослужащих отказываться от приказов, если им будет приказано вступить в эту войну. Вполне вероятно, что некоторые подразделения белорусских вооруженных сил выразили бы нежелание или полный отказ, если бы Лукашенко решил вторгнуться в Украину.

Установление Лукашенко информационных условий, вероятно, еще больше сдерживает готовность Беларуси вступить в войну. Лукашенко продолжает ставить информационные условия, чтобы противостоять давлению России с целью вступления в войну на Украине, заявляя, что НАТО готовится напасть на Беларусь. Лукашенко, скорее всего, будет трудно установить информационные условия, оправдывающие участие белорусских военных на юге Украины, которые явно не противоречат предполагаемой угрозе со стороны сил НАТО на западе, которую он представил белорусской общественности. Неоднократные ссылки белорусских официальных лиц на угрозу со стороны НАТО, возможно, также внушили некоторым белорусским правительственным и военным чиновникам ошибочное мнение о необходимости оборонительной позиции в западной части Беларуси.

Беларусь уже вряд ли вторгнется в Украину из-за внутренней динамики внутри страны. ISW ранее оценивал, что Лукашенко не намерен вступать в войну в Украине из-за возможности возобновления внутренних беспорядков, если его аппарат безопасности ослабнет из-за участия в дорогостоящей войне в Украине. Белорусский “президент” полагался на подразделения белорусских вооруженных сил в дополнение к белорусским службам безопасности для подавления народных протестов против его правления в 2020 и 2021 годах. Направление значительной части этого аппарата безопасности на войну в Украине, скорее всего, оставит Лукашенко открытым для новых беспорядков и сопротивления. Он также, вероятно, осознает, что вторжение в Украину подорвет его авторитет как лидера суверенной страны, поскольку будет очевидно, что усилия России по установлению полного контроля над Беларусью увенчались успехом.

Читайте также:
Усилия России по мобилизации – 10 декабря

Вступление Беларуси в войну в худшем случае заставит Украину временно отвлечь силы и технику с нынешних линий фронта. Заместитель начальника Генштаба Украины Алексей Громов заявил 24 ноября, что 15 тысяч белорусских военнослужащих в дополнение к 9 тысячам российских военнослужащих, дислоцированных в Беларуси, теоретически могут участвовать в войне с Украиной. [Однако, Беларусь, не имеющая ядерного “зонтика”, будет подвержена артиллерийским и ракетным ударам со стороны Украины в случае вторжения, – ZpTown]. Даже если Лукашенко направит в наступление в Украину значительно большее количество своих сил, белорусские вооруженные силы все равно останутся небольшой силой, которая не сможет добиться сколько-нибудь существенного оперативного успеха. ISW ранее оценивал, что российское или белорусское наступление из Беларуси не сможет перерезать украинские логистические линии на запад, не продвинувшись глубже в Украину, чем это сделали российские войска во время битвы за Киев, когда российские силы были наиболее сильны. Белорусское вторжение не могло совершить такой рывок и не могло серьезно угрожать Киеву. Вступление Беларуси в войну в худшем случае отвлечет украинские силы от нынешних линий фронта на востоке Украины.

Беларусь продолжит помогать России вести войну в Украине, даже несмотря на то, что Лукашенко вряд ли пошлет свою армию для участия в боевых действиях. Беларусь может предложить России материалы, которые та не может получить в противном случае из-за режимов международных санкций против Российской Федерации, не затрагивающих Беларусь. Предоставление Беларусью территории и воздушного пространства позволяет российским силам поддерживать их наступательные операции в Украине и наносить удары по украинским гражданским объектам из безопасного убежища.

Российские официальные лица продолжат проводить информационные операции, направленные на то, чтобы предположить, что белорусские силы могут вторгнуться в Украину, чтобы прижать украинские силы к белорусской границе. Маловероятно, что эти информационные операции предвещают реальное вмешательство Беларуси в обозримом будущем.

Читайте также:
США больше не возражают против нанесения Украиной ударов по территории России

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

three × three =